Мои статьи

 

Сайт учителя химии МБОУ "СОШ№16" ИГОСК Кашириной Татьяны Михайловны

 

Мои статьи

 

 Статья "Применение  метода case-study в общеобразовательных школах" опубликована в научно-методическом журнале «Химия в школе» №2, 2011 год  http://www.hvsh.ru/index.php?p=02_2011_rus

 

Впереди новый учебный год. Продолжаются летние каникулы, однако учителя пересматривают планы, подбирают наиболее эффективные методы обучения, осваивают новейшие технологии. Наиболее обсуждаемым является метод кейсов.  Особенности метода case-study (ситуационного обучения) заключаются в том, что  на поставленный вопрос нет однозначного ответа. Навыки учащихся формируются  в проблемном поле с несколькими ответами на поставленный вопрос. Учащиеся обсуждают пути решения проблемы друг с другом и с учителем на равных, учитель поддерживает дискуссию и фиксирует ответы. Хорошо организованный кейс позволяет достичь поставленную цель урока более эмоциональным путём, у учащихся формируется творческая конкуренция. Технология разработки кейса заключается в том, что по рассматриваемой ситуации разрабатывается модель, произошедшая в реальной жизни. Предлагается весь комплекс знаний, которые  нужно получить учащимся. Ознакомившись с комплексом необходимых сведений по данной ситуации, учащиеся предлагают пути решения проблемы. При этом учащиеся не только овладевают знаниями, но и приобретают навыки практической деятельности.

Наличие в структуре метода case-study споров, дискуссий учит соблюдению норм и правил общения. Учитель должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно. Метод case-study, являющийся новым эффективным методом обучения   позволяет учителю по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал. Многие отдельные элементы этого метода давно и успешно используются в общеобразовательных школах. Принцип проблемного обучения, являющийся преимуществом case-study, широко используется на уроках химии. Групповая деятельность учащихся, элементы игровой технологии, мозговой штурм применяются в соответствии с поставленной целью урока. При разработке обучающих кейсов цель, определяющая направление основной деятельности учащихся на уроке в основном такая же, как и при разработке классического урока. Меняются задачи, пути достижения поставленной цели. Поскольку в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, то предлагаемые жизненные ситуации здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, формируется  способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.

Большой опыт накоплен нашими учителями по научно-исследовательской деятельности учащихся, что является хорошим фундаментом для формирования исследовательских кейсов. В общеобразовательных школах, отдалённых от научных учреждений, невозможно ставить серии опытов по химии, обычно результаты бракуются. Однако сейчас достаточно доступных методик по изучению экологического состояния окружающей среды.

Исследовательские проекты одна из наиболее распространенных форм деятельности учащихся.  Чаговец Анастасия в течение трех лет изучала средообразующую деятельность колониальных птиц-норников. На заключительном этапе школьной олимпиады ей была присуждена грамота  за оригинальность исследований. Отбирались пробы грунта из норок (фото №1), подготавливалась вытяжка из отобранного грунта и проводилось определение на содержание азота, фосфора, калия на фотоэлектрокалориметре (фото №2). Недостатком в выполненной работе является то, что данные для сравнения по содержанию перечисленных элементов на прилегающих сельскохозяйственных полях были взяты в агрохимической лаборатории. Необходимо было  получить собственные данные.

При изучении окислительно-восстановительных процессов источником формирования кейса  служит местный материал. Нами проводится   определение степени восстановленности (окисленности) среды в донных отложениях Новотроицкого водохранилища с помощью автографии на фотобумаге, а также изучение активности протеолитических ферментов в донных      отложениях по аппликациям на рентгеновской пленке. (фото № 3, №4).

Для изучения активности протеаз применяем аппликационный метод, разработанный Е.Н. Мишустиным и И.С. Востровым (Мишустин, Востров, 1971) и модифицированный Л.Ф. Тарариной. Деятельность учителя при формировании исследовательского кейса включает в себя два этапа. В первую очередь необходимо организовать внеклассную деятельность учащихся, подготовить методическое обеспечение самостоятельной работы  по анализу кейса и подготовке к обсуждению, а также методического обеспечения предстоящего занятия по его разбору.  Второй этап – обсуждение кейса. Организуется дискуссия или презентация, оценивается вклад учащихся в анализ ситуации. Чтобы быть эффективной, учебная стратегия обсуждения должна быть тщательно подготовлена, структурирована, регламентирована во времени и контролируема. От того, как начнется обсуждение кейса, зависит общий тон, интерес и направленность занятия на достижение учебных целей.

Практические кейсы подробно отражают жизненную ситуацию. Учебное назначение такого кейса может сводиться к закреплению знаний, умений и навыков принятия решений в данной ситуации.

 

Статья "Применение метода проектов на уроках химии и во внеурочной деятельности" опубликована в книге "Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития".

http://emc21.ru/goods_caregory/printed-publications/page/2/

 

Статья "Из опыта работы по сбережению здоровья учащихся на уроках химии" опубликована в книге "Современные технологии обучения и воспитания"

http://emc21.ru/?goods_category=printed-publications

 

Дата последнего обновления страницы 09.07.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»