Концепция рассматривает ребенка как главную ценность, при этом педагогическая деятельность направлена на создание условий для развития его личности. Организация познавательной деятельности, формирование социальных отношений между учащимися реализуются в классе- структурной единице школы. В классе осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга, сплочение коллектива, формируется эмоциональная атмосфера. Основу взаимоотношений между педагогами, учащимися и родителями составляет формирование сотрудничества и равноправного партнерства, направленное на развитие в ребенке лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы направленная на формирование взаимоотношений между детьми и их родителями, создание ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по –разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень. Поэтому необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитании, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка. Совместная деятельность может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности. В моей концепции особое внимание уделено региональному компоненту. Край, в котором мы проживаем, уникален по природной красоте, разноплановости инфраструктуры, многонациональности.
Цели воспитательной системы:
1. Развитие личности в процессе воспитания.
2. Совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания.
3. Формирование единого воспитательного пространства для творчества каждого ребенка на основе личностного подхода.
4. Организация социального партнерства общества, семьи, школы в процессе формирования здорового образа жизни в семье.
Задачи воспитательной деятельности:
1. Формирование навыков самообразования, самореализации личности.
2. Воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
3. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Формирование личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам.
4. Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.
5. Формирование у учащихся межличностных отношений разностороннее и своевременное развитие творческих способностей.
6. Развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания.
7. Укрепление взаимодействия с заинтересованными органами (исполнительной власти всех уровней, законодательной, представительной власти), организациями и учреждениями, прежде всего социальной сферы (культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, занятости), правоохранительными органами, общественными, в том числе религиозными, и другими организациями по вопросу воспитания детей, подростков и молодежи.
8. Воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта.
9. Экологическое воспитание, формирующееся бережное отношение населения к природе.
10.Формирование профессионального самоопределения школьников, целенаправленная работа, предполагающая оказание помощи учащимся в сознательном выборе профессии в соответствии с их способностями и интересами.
Механизм реализации осуществляется через:
1. Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства.
2. Психолого-педагогическое сопровождение просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания, проведение совместных проблемных семинаров.
3. Внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на здоровый образ жизни.
4. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной практике по возрождению национальных духовных традиций.
5. Повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.
Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность
1.Возрождение традиций семейного воспитания, утверждения здорового образа жизни.
2. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в семейном воспитании, получение ими практических навыков.
3. Активное и широкое включение родителей в образовательный и воспитательный процесс.
№ |
Направления деятельности |
Содержание и формы деятельности |
1 |
Организационно-педагогическая деятельность |
-применение психологической диагностики и медицинского мониторинга с целью контроля как физического, так и психического статуса детей.
-изучение семей (социальный паспорт класса)
-выявление возможностей родителей для участия в организации воспитательной работы с детьми, в решении проблем школы.
-совершенствование форм психолого-педагогического просвещения родителей (использование активных форм проведения занятий, предусматривающих диалог, субъективную позицию родителей, вопросы от родителей и коллективный поиск ответа при комментарии специалиста, решение проблемных ситуаций, обмен опытом, дискуссия).
-организация контроля за режимом работы детей, питанием, здоровьем и проведением оздоровительных мероприятий.
|
2 |
Учебно-воспитательная и научно-познавательная деятельность |
-активизация познавательной деятельности учащихся путем самостоятельной творческо-поисковой работы с применением информационных технологий
-применение технологий и методов обучения, предполагающее переориентацию на эвристические и поисково-исследовательские приемы познавательной деятельности.
-создание сенсорно-обогащенной, культурной и эмоционально-значимой среды для развития ребенка как условья самореализации в школе
-отработка модели индивидуализированного обучения школьников с использованием информационных технологий
-разработка системы показателей функциональной грамотности учащихся, реализуемой с применением универсальных информационных технологий
-использование информационных технологий во всех видах деятельности: учебной, научно-исследовательской, и др.; новые возможности как для ускоренного, прогрессивного развития личности, так и для роста совокупного общественного интеллекта
-разработка системы воспитания, ориентированного на интеграцию различных видов учебной деятельности детей: научно-познавательной, информационно-коммуникативной |
3 |
Нравственно-эстетическая (досуговая) деятельность |
-организация семейных конкурсов- «читающая семья», «спортивная семья», «дружная семья», конкурс семейных газет
-организация внеклассных мероприятий
-научно-творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, встречи с интересными людьми поселка.
-организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей)
-оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе дополнительного образования (кружки, секции, клубы) |
4 |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
-объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов.
-поляризация образовательной среды школы с выделением разноакцентированных пространств (кабинет, лаборатория, мастерские, библиотека, читальный зал, компьютерный класс, игротека, медиатека, спортивный и тренажерный залы, помещения для работы классов-групп или групп, организованных из обучающихся одной или нескольких параллелей, пространства для общения и уединения, для игр, подвижных занятий и спокойной работы)
-валеологическое обеспечение процесса обучения в школе, разработанное на основе принципа здоровьесозидающей школы с применением информационных технологий
|
5 |
Трудовая деятельность |
-профессиональная ориентация учащихся на основе дифференцированного и индивидуально-группового подхода.
-проведение пропаганды использования проектных технологий в повседневной жизни учащихся
-проведение совместных дел (трудовые дела, оформление кабинета, генеральные уборки)
-организация и проведение экологических рейдов |
6 |
Работа с группой риска и социально-незащищенными детьми |
-решать проблемы неуспешности в обучении и профилактики безнадзорности и беспризорности учащихся.
-создавать условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося.
-обеспечивать взаимодействие с семьей по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства. |
7 |
Работа с родителями |
-организация и проведение экологических рейдов
-выявление родителей, способных к организаторской работе.
-стимулирование работы родительского комитета.
-организация психолого-педагогического просвещения родителей.
-повышение роли, статуса родительских собраний как органов самоуправления, совершенствование методики их проведения.
-расширение групповых форм просвещения родителей, связанных с особенностями пола детей, типичными проблемами в воспитании отдельных групп детей.
-организация индивидуального просвещения родителей (совместные беседы-поиски по проблемам ребенка, подбор литературы, организация консультаций со специалистами, составление памяток, совместное планирование действий по решению конкретной проблемы ребенка). |